Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Спас на крови > История создания

История создания

Н.А.Лавров. Александр II. Холст, масло. 1860В Санкт-Петербурге, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание удивительное здание храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Его разноцветные эмалевые купола господствуют над окружающими сооружениями, и вместе с куполом Исаакиевского и шпилем Петропавловского соборов создают архитектурный акцент в панораме центральной части города.

Освященный в честь праздника Воскресения Христова, храм представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века.

Собор возвели на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Это дало храму второе, более часто употребляемое название - "Спас на крови".

Изначально этот собор возводился как храм-памятник, мемориал на месте смертельного ранения императора.

Е.И.Ботман. Портрет Александра II. 1856. Государственный Русский музейАлександр II Освободитель был, бесспорно, одним из выдающихся государственных деятелей России. Его социальные, военные, экономические реформы, строительство железных дорог в невиданных прежде масштабах, освобождение крестьян от крепостной зависимости и присоединение к России огромных территорий Средней Азии и Кавказа сделали страну действительно великой державой, и во многом позволили обрести международный престиж, отчасти утраченный после поражения в Крымской войне. Это был царь-реформатор, царь-освободитель, много сделавший для развития и процветания своей страны.

Приведшие к гибели императора события имели свою предысторию.

Созданная в России в период царствования Александра II организация "Народная воля" широко практиковала тактику террора. Ее адепты всерьез полагали, что гибель царя и нескольких высших чиновников вызовет в стране смятение, на волне которого при поддержке рабочих и военных "Народная воля" свергнет самодержавие и установит демократическое, республиканское правление.

С осени 1879 года исполком "Народной воли" вынес императору смертный приговор, и члены организации начали "охоту" на императора. Под полотно железной дороги по ходу следования царского поезда закладывались бомбы. В столовой Зимнего дворца Степаном Халтуриным был подготовлен взрыв. Царь не пострадал только чудом.

1 марта 1881 года. Взрыв второй бомбы, брошенной Гриневицким. Рисунок А.БальдингераПокушение 1 марта 1881 года было седьмым по счету, готовилось долго и скрупулезно.

Было установлено наблюдение за всеми передвижениями императора. Они тщательно фиксировались. Выяснилось, что по воскресеньям он обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже.

Как обычно, в воскресный день 1 марта Александр Николаевич около 13.00 прибыл в Манеж. В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца. После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне.

Побеседовав с родственницей, царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади.

К.Е.Маковский. Александр II на смертном одре. Холст, масло. Конец XIX векаНо проехать царской карете удалось только несколько десятков метров. Стоящий у ограды Михайловского сада народоволец Н.Рысаков бросает бомбу, завернутую в платок, под карету императора. Взрывом были ранены несколько человек, в том числе смертельные раны получили конвойный казак, сопровождающий карету, и находившийся рядом с местом взрыва мальчик-разносчик. Повреждена была задняя стенка кареты, выбиты стекла, но сам царь не пострадал. Пытавшийся скрыться террорист был схвачен. Сопровождавшие императора свитские умоляли его как можно скорее вернуться во дворец, но Александр Николаевич пожелал прежде осмотреть место взрыва. И когда он по набережной возвращался к своему экипажу, раздался второй взрыв. Народоволец И.Гриневицкий бросил свою бомбу прямо под ноги царю. Последствия были ужасными: Александр II получил крайне тяжелые ранения обеих ног.

С величайшей осторожностью царя уложили в сани полицмейстера А.И.Дворжицкого и отвезли в Зимний дворец. Лейб-медики оказались бессильны, и в 15.35 пополудни Александр II скончался.

Часовня на месте смертельного ранения императора Александра IIНадежды "Народной воли" не оправдались - выступлений народных масс не произошло.

Все участники покушения были схвачены и приговорены к смертной казни через повешение, которая состоялась 3 апреля 1881 года на Семеновском плацу.

Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, здесь выставили часового.

Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Деньги на строительство предполагалось выделить из городского бюджета.

Император одобрил идею, но пожелал, чтобы место цареубийства отмечала не часовня, а церковь. Таким образом, решение о строительстве храма-памятника было принято. Временно, пока он проектировался и строился, на Екатерининском канале была возведена часовня.

Храм Воскресения Христова со стороны Конюшенного мостаСозданная по проекту молодого архитектора Л.Н.Бенуа, она была освящена 17 апреля 1881 года - в день рождения императора Александра II. Часовня представляла собой павильон из некрашеного дерева под шатровой восьмигранной крышей, увенчанной золоченой главкой с изящным крестом. Звено решетки набережной и часть булыжной мостовой со следами крови умершего императора можно было видеть через остекленную дверь часовни.

Ежедневно здесь служили панихиды по невинно убиенному императору, площадка вокруг часовни была усыпана живыми цветами.

Конструкция часовни предусматривала возможность ее перемещения. Она простояла на набережной до 1883 года. Затем, в связи с началом строительства храма Воскресения Христова, ее перенесли на Конюшенную площадь. Впоследствии часовня была разобрана.

Подготовлено О.В.Андреевой